Тема: Технология выполнения медицинских услуг при осуществлении паллиативного ухода
Понятие и принципы паллиативной помощи
Онкопатология - одна из ведущих проблем современной медицины.
Около 60-70% онкологических пациентов в фазе генерализации заболевания страдают от боли в разной степени выраженности. Задача сестры - облегчить состояние пациента на данный период.
Функция сестры - выяснить специфику реакции, распознать потенциальные потребности пациента, стрессовые факторы и определить способы облегчения психологического состояния пациента. У пациента могут возникнуть мысли о смерти, ощущение обреченности и паники. И в то же время пациент может быть одинок и лишен поддержки близких людей.
В любом случае человек не должен оставаться один на один с болезнью в терминальной стадии. В критической ситуации помощь пациенту призвана оказать паллиативная медицина.
"Паллиатив" - термин латинского происхождения, означает "прикрывать, защищать"."Паллиативный" - ослабляющий проявления болезни, но не устраняющий ее причину.
Цель паллиативной помощи - не продление жизни пациента, а достижение как можно более высокого качества жизни для него и его семьи. Паллиативное лечение проводят при условии неэффективности всех других методов лечения.
В РФ паллиативную помощь оказывают: центры паллиативной помощи, хосписы, кабинеты противоболевой терапии, больницы и отделения сестринского ухода, отделения паллиативной помощи в структуре многопрофильных стационаров, лечебно-консультативные центры амбулаторной помощи. Помимо профессиональной медицинской помощи, такую помощь оказывают во всем мире волонтеры-добровольцы.
Основные задачи сестры при оказании паллиативной помощи - облегчение боли и смягчение других тягостных симптомов.
Определены пять стадий психологической реакции больных, впервые узнавших о терминальной стадии заболевания. Родные и близкие умирающего проходят те же стадии горевания:
- отрицание - нежелание принять истину: "этого не может быть", "это ошибка".
- гнев - фаза негодования, возмущения, протеста: "почему я?", "за что?"
- попытка что-то сделать - желание продлить срок жизни: "еще не сейчас"
- депрессия или страх - глубокая печаль, боль, скорбь: "да, это со мной", "все кончено"
- примирение - умиротворение, желание покоя: "пусть будет", "это судьба"
В больницах следует уделить большое внимание вопросу о размещении умирающего в палате. Смерть часто для остальных пациентов является огромным потрясением. Неожиданная смерть глубоко потрясает соседей o палате. Агония умирающего не оставляет без воздействия даже самых сильных духом пациентов. Поэтому очень важно вовремя изолировать умирающего.
Смерть часто является тяжелым потрясением для родных, а поэтому к ним в таких случаях следует отнестись с особой заботой и вниманием, оказать им психологическую поддержку.
Мы часто считаем, что обреченному нужны только уход и комфорт; это не так. Его родственники часто думают, что в больнице умирающему будет лучше, там знают, что делать. Умирать трудно в любых условиях, но умирать у себя дома, когда около тебя те, кого ты любишь, и кто тебя любит, легче. Последние часы жизни умирающий, как правило, хочет быть с близкими, почувствовать их любовь и дать им свою. Объясните это родственникам и близким умирающего.
Находясь у себя дома, обреченный пациент сможет дольше сохранить свой обычный образ жизни. Многое придется менять, ему нужно научиться принимать опеку без огорчения, а родным суметь так ухаживать за ним, что бы он не очень сильно заметил перемену и не почувствовал свою беспомощность и зависимость от других. Медсестра должна обучить родственников элементам ухода за обреченным пациентом на дому и в первое время помочь им в уходе (при необходимости).
Родственникам обреченного необходимо объяснить, что ему надо дать возможность продолжать трудиться, заботиться о семье и участвовать в решениях вопросов, касающихся его самого и его семьи, насколько это возможно.
Если умирающий находится в стационаре из-за тяжести своего состояния, то к уходу за ним также можно привлекать его родных и близких, которые психологически подготовлены и обучены элементам ухода. Они могут, например, покормить пациента, поправить постель, провести некоторые гигиенические мероприятия. Чтобы пациент не чувствовал себя одиноким и покинутым, они могут посидеть рядом, держа его за руку, касаясь его плеча, волос, или почитать ему книгу, когда контакт не только эмоциональный, а и физический, он полнее.
Даже если пациент забылся или без сознания, он все равно чувствует. Необходимо говорить с ним, даже если Вам кажется, что он не понимает.
Как вести себя у постели умирающего, как и о чем с ним можно разговаривать, как наносить визиты пациенту, - этому должна научить родственников и близких обреченного медсестра, которая должна помнить, что они сами нуждаются в психологической поддержке.
Родные и близкие умирающего человека проходят те же стадии горя. После смерти близкого человека горе потери может омрачить всю последующую жизнь остающихся жить. Последствия могут отразиться на их психическом равновесии и подорвать здоровье. От горя невозможно спрятаться, его нужно пережить. Подготовить психологически к предстоящим переживаниям родных и близких обреченного может медсестра.
ВНИМАНИЕ!
Необходимо помнить, что сестринский персонал, работающий с обреченными, также нуждается в психологической поддержке, так как во время своей работы они сами переживают многочисленные потери. В этом одна из причин хронического эмоционального стресса у медперсонала.
ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ХОСПИСА
"Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука" Эпикур
В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию - международный свод прав пациента, среди которых провозглашено право человека на смерть с достоинством. Но еще раньше в большинстве цивилизованных стран появились специальные медицинские учреждения, а затем и общественное движение помощи умирающим людям. В нашей стране слово "хоспис" пока еще мало знакомо.
Хосписы - не просто специализированные больницы для умирающих. Они во многом являются отрицанием "просто больницы". Отличие хосписа от. "просто больницы" не только в техническом оснащении, но и иной философии врачевания, согласно которой пациенту хосписа создают необходимое в его состоянии "жизненное пространство". Исходная идея философии хосписов очень проста: умирающий нуждается в особой помощи, ему можно и должно помочь пройти через эту границу.
В хосписе личность (желания пациента, его эмоциональные реакции) выдвинута на первый план.
Хоспис - это такие условия жизни пациента, такой его образ жизни, когда актуальным является именно настоящее, а не будущее. В них принято исполнять последнее желание своих пациентов.
Специалисты в хосписах подчеркивают, что весь период терминального состояния у их пациентов проходит на фоне мыслей о смерти, и именно это придает особую трагическую окраску тяжелейшим физическим и психическим страданиям умирающих. Такова психологическая реальность, с которой имеет дело врач, когда решает дилемму - говорить или не говорить правду пациенту. Для многих ложь, недомолвки врачей и медперсонала в таких ситуациях становятся дополнительным источником страданий, усугубляющим состояние безысходности, покинутости.
В хосписах никому не навязывают правду о неизбежности скорой смерти, но в то же время откровенно обсуждают эту тему с теми, кто готов, кто этого хочет. Выбор дается пациенту. Опыт хосписов прежде всего отрицает "святую ложь" как косный обычай, игнорирующий индивидуальный, личностный подход.
Практика хосписов вообще внесла серьезные коррективы в ценностные ориентиры профессиональной медицинской этики. Безнравственность, безысходность, не гуманность лишения всех обреченных пациентов информации о том, что их ожидает, сначала было этически осмысленно в хосписах, а затем право пациента на информацию стало универсальной ценностью современной профессиональной этики врачей.
Снятие боли - вопрос первостепенной важности. Хроническая боль изменяет мироощущения, мировосприятие человека. Она способна "отравить" отношение пациента со всеми окружающими его людьми. Боль способна вытеснить нравственные потребности, нравственную мотивацию поведения.
Но именно опыт хосписов лучше всего показал, что боль, как правило, может быть взята под контроль у самых тяжелых пациентов.
Становление медико-социальных принципов деятельности хосписов (1958-1965 годы) - это, прежде всего, создание методики комплексного подхода к лечению и предупреждению боли, то есть, применение с этой целью, кроме различных обезболивающих средств, так же психотропных препаратов, противораковой химиотерапии и так далее.
Поставить болевой синдром под контроль - первая, но не единственная функция хосписов, в которых медицинский персонал стремится учитывать и другие специфические потребности умирающего человека, неустанное наблюдение за пациентами, грамотная оценка разнообразных симптомов (одышка, отсутствие аппетита, пролежни) - все это обязательные атрибуты профессионализма врачей, медсестер, медицинских психологов в хосписах. Умение обеспечить физический комфорт обреченному пациенту, когда многие
его функции страдают, в немалой степени зависит от технической оснащенности хосписов современными функциональными кроватями, противо - пролежневыми матрацами, ваннами, меняющими с помощью системы управления угол наклона и так далее.
Забота о физическом комфорте пациента в хосписе органично сочетается с заботой о его психологическом комфорте. Пациент должен почувствовать уже с первой встречи с медицинским персоналом, что здесь, в хосписе, он будет в безопасности, что он попал в такое место, где считают своей первой обязанностью - заботу о нем и его близких.
Врачи и медицинские сестры хосписа являются специалистами паллиативной помощи, представляют совершенно новую медицинскую специальность, в рамках которой изучается процесс завершения жизни. Цель паллиативной помощи - реализация права человека на достойную смерть. Специалисты паллиативной помощи исповедуют следующее эстетическое кредо: если невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, качество жизни пациента становится более важным, чем ее продолжительность.
ВОЗ определяет паллиативный уход как активный целостный уход за пациентами, чьи болезни не поддаются излечению. Первостепенную важность имеет контроль за болью и другими симптомами, а также помощь при психологических, социальных и духовных проблемах. Это достижение наилучшего ухода, а также жизни для пациента и его семьи.
Если нельзя исцелить пациента, то надо попытаться облегчить судьбу неисцеленного. Он продолжает жить и нуждается в достойном уходе из жизни.
Особые взаимоотношения складываются в хосписах между врачом и медицинской сестрой. Это работа на равных. Роль медсестры не сводится лишь к раздаче лекарств или выполнению инъекций. Она видит пациента каждый день, принимает решения в экстремальных ситуациях, когда врача может не быть рядом.
В России свод прав пациента впервые сформулирован только в 1993 году, однако право на достойную смерть там даже не упомянуто. И, тем не менее, первый хоспис в нашей стране появился уже в 1990 году в Санкт-Петербурге.
Имеются подобные учреждения и в Москве и во многих других городах России.
Основные принципы хосписного движения следующие:
- за смерть нельзя платить,
- хоспис - дом жизни, а не смерти,
- смерть, как и рождение - естественный процесс, его нельзя ни торопить, ни тормозить,
- хоспис - система комплексной медицинской, психологической и социальной помощи пациенту,
хоспис - не стены, а люди, сострадающие, любящие и заботливые.
Потеря близкого человека нарушает психологическую стабильность личности, усугубляя тяжесть утраты.
Стадии траура (горевания) человека, испытывающего потерю близкого человека
Стадия |
Продолжительность |
Характеристика |
Облегчение |
Несколько дней |
Следует непосредственно за смертью; чувство нереальности, оглушения |
Ослабление напряжения |
Около 3 недель |
Разрешение практических проблем (например, исполнения завещания, вопросы страховки, пенсии) |
Отказ от чувства одиночества |
3-4 месяца |
Неуверенность, покинутость, жалость к себе: «Как жить дальше» |
Воспоминание |
12 – 15 месяцев |
Попытка воспроизвести радостные чувства и события прошлого. Визуальные и слуховые галлюцинации, возможны попытки суицида |
Начало новой жизни |
Индивидуально |
Интенсивные занятия домом, дачей, хобби, встречи с друзьями; жизнь продолжается, но дни рождения, праздники и день смерти все еще болезненны |
Стадии горевания условны, не всегда последовательно чередуют друг друга. Каждый человек воспринимает потерю близкого по-разному, индивидуально.
«Тот, кого уже нет, продолжает жить между нами в своих идеях, в своих делах, своим примером… » К.А. Тимирязев.