Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Студент должен знать:

  • виды режимов двигательной активности пациента;
  • определение биомеханики, основные ее правила;
  • правильную биомеханику при различных положениях тела пациента и медицинской сестры в покое и при движениях;
  • различные виды положения пациента в постели (на спине, на боку, на животе, в положениях Фаулера и Симса);
  • помощь пациенту при изменении положения тела;
  • методы снижения риска травм позвоночника у медсестры;
  • методы снижения травм у пациента с нарушением двигательной активности.

Студент должен уметь:

  • убедить пациента в необходимости соблюдения назначенного режима;
  • собрать необходимую информацию о пациенте и обсудить план совместных действий с пациентом и коллегами перед выполнением транспортировки и перемещений пациента;
  • применить правила биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медсестры с целью предотвращения травм позвоночника;
  • осуществить безопасное перемещение пациента и оказать ему помощь в изменении положения в постели.

В условиях стационара медсестре часто приходиться осуществлять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребности «двигаться».

Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестринском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.

Потребность «двигаться» может быть нарушена в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограничивает двигательную активность врач, который стремиться предотвратить возможное ухудшение состояние больного человека в связи с чрезмерной для него физической нагрузкой.

В зависимости от заболевания и состояния пациента, врач назначает определённый режим двигательной активности. Обеспечить выполнение назначенного режима - задача медсестры.

Возможные проблемы обездвиженного пациента:

  • риск развития пролежней;
  • риск дыхательных нарушений (нарушение дренажной функции бронхов и застойных явлений в лёгких);
  • риск нарушения мочевыделения (образования камней в почках и инфицирование мочевых путей);
  • риск запоров;
  • риск снижения аппетита;
  • риск изменений в опорно-двигательном аппарате (контрактур суставов и гипотрофии мышц);
  • риск травмы в результате падения;
  • риск нарушения сна;
  • риск дефицита личной гигиены;
  • риск дефицита общения.

Запомните! Вероятность возникновения таких проблем значительно выше у пациентов пожилого и старческого возраста.

Биомеханика

Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного режима двигательной активности, а также снизить риск возможных травм у медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необходимо знать и соблюдать целый ряд правил.

Многие из этих правил основаны на законах биомеханики.

Биомеханика - наука, изучающая законы механического движения в живых системах.

В самом широком смысле к живым системам относят:

  • целостные системы, например, человек»
  • его органы и ткани;
  • объединения организмов, то есть совершающая совместные действия группа людей.

Все движения человека осуществляются в полном соответствии с законами физики, но биомеханика намного сложнее, чем механика неживых тел.

Движения человека обеспечиваются совместной работой скелета, мышц, вестибулярного аппарата и нервной системы.

Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной системы, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъёмах тяжести, наклонах, в положении сидя, стоя, лёжа, а также при выполнении повседневных жизненных функций.

Медицинская сестра должна быть знакома с правилами биомеханики тела, уметь применять их в своей работе и обучить пациента пользоваться ими для наиболее эффективного удовлетворения потребностей «двигаться» и «избегать опасности».

Сохранить вертикальное положение тела в пространстве человек может только сохранив равновесие.Начинающий ходить ребёнок часто падает, так как учится сохранять равновесие при ходьбе. Позднее он будет сохранять его и при выполнении многих более сложных движений.

Медсестра, осуществляя уход за тяжелобольными пациентами, должна уметь сохранить равновесие собственного тела и тела пациента, чтобы избежать падений и травм, а также уберечь позвоночник от неправильной или чрезмерной нагрузки.

Одно из важных условий, обеспечивающих устойчивое равновесие тела - определённое отношениецентра тяжести к площади опоры.

Площадь опоры человека в положении «стоя» ограничена ступнями его ног. Центр тяжести в таком положении находится примерно на уровне второго крестцового позвонка. Если центр тяжести твёрдого тела фиксированная точка, то у человека центр тяжести смещается при изменениях позы, и может в некоторых случаях выйти за пределы площади опоры, что может привести к падению. При работе следует использовать существующие правила биомеханики.

Правило первое:

Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.

Правило второе:

Равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. В положении стоя этого легко достичь разведением стоп в удобном положении: расстояние между стопами около 30см, одна стопа немного выдвинута вперёд.

Правило третье:

Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, т.е. приседанием. Не наклоняйтесь вперёд! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который вам предстоит поднять

Правило четвёртое:

Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка, т. е. наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей:

  • плечи и бёдра в одной плоскости;
  • спина прямая;
  • суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.

Правило пятое:

Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность нефизиологического смещения позвонков, особенно в случаях, когда это движение сопровождается подъёмом тяжести. Избегайте резких движений!

Правило шестое:

Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъём тяжести заменить перекатыванием, поворотом её там, где это возможно.

Кроме выполнения перечисленных правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжение сердечной мышцы (эффект Вальсальвы). При этом появляются «шум в ушах», головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов и при быстром изменении положения тела(постуральный рефлекс).

У тяжелобольного обездвиженного пациента существует риск и другого вида травм. В результате неправильного ухода: длительном сдавлении мягких тканей и их травмах при различных перемещениях пациента, эти травмы способствуют развитию пролежней

Чтобы предотвратить травмы пациента с ограниченной двигательной активностью, следует соблюдать следующие правила:

  1. Объяснить пациенту цель и ход предстоящего перемещения. Оценить возможную степень его участия в предстоящей манипуляции. Объяснить, каких действий вы ожидаете от пациента во время её выполнения.
  2. Пациента легче и безопаснее «перекатить», чем перемещать, приподнимая его над поверхностью кровати.
  3. Когда медсестра поворачивает, передвигает, перекладывает пациента в постели, трение должно быть предельно исключено.
  4. Большая площадь поверхности тела при перемещениях подвергается наибольшему трению. Чтобы снизить трение, необходимо уменьшить перемещаемую площадь. Это достигается в том случае, когда руки пациента будут на шее или на талии медсестры, либо сложены на груди. Если возможно воспользоваться помощью пациента: приподнимаясь над поверхностью постели с опорой на локти и пятки, с помощью медсестры пациент достигнет необходимого положения с наименьшим риском травм мягких тканей.
  5. Чем меньше трение между постелью и телом пациента, тем меньше усилий потребуется медсестре для перемещения и предотвратит травмы позвоночника у медсестры.
  6. Если пациент не в состоянии помочь осуществить необходимое перемещение, обратитесь за помощью к коллеге. Вдвоём или втроём осуществить манипуляцию значительно удобнее и безопаснее. Заранее обсудите с коллегой и пациентом план совместных действий.

Избежать у обездвиженного пациента образование пролежней и некоторых других проблем (контрактур суставов, гипотрофии мышц, образование камней в почках и др.) позволят частые перекладывания, его различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики через каждые 2 часа.

Чтобы придать пациенту удобное, физиологическое положение, предотвратить сдавление тканей, контрактуры суставов, растяжение связок, необходимы функциональная кровать с противопролежневым матрацем и специальные приспособления. К ним относят: достаточное количество подушек подходящего размера; валики из простыне, пелёнок и одеял; специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.

В настоящее время многими фирмами по производству медицинского оборудования выпускают различные виды такого оборудования: матрацы, противопролежневые прокладки, подставки и подушки из природных и синтетических материалов, удобных в применении.

 

Перемещение пациента в постели.

Существуют следующие положения пациента в постели:

1) Положение Фаулера (полулежа и полусидя): с приподнятым под углом 45-60 градусов изголовьем кровати.

2) Положение "на спине".

3) Положение "на животе".

4) Положение "на боку".

5) Положение Симса (промежуточное между положением "лежа"на боку" и "лежа на животе").

Прежде чем перемещать пациента, ответьте на вопросы:

1.   Какова цель перемещения?

2.    Каково состояние пациента?

3.    Какова масса пациента?

4.    Какие вспомогательные средства у вас есть?

5.    Какой способ передвижения наиболее оптимален, сколько  человек  должно в нем участвовать?

6.    Кто выполняет роль лидера (если в передвижении заняты два и более человек)?

7.     Насколько безопасна окружающая среда (оценить влажность пола, наличие  посторонних предметов на полу, стоящих на пути передвижения)?

Правильное положение ног .

  •  Встать в положение -ноги врозь, соблюдая равновесие между массой тела пациента и направлением движения .
  • Одну ногу поставить рядом с пациентом, чтобы принять массу его тела в начале перемещения .
  • Другая нога находится в направлении движения и готова принять массу тела пациента.

Если приходится поднимать пациента с пола, его тело должно находиться между ногами сестры. присевшей на корточки в начале подъема.

Никогда не поднимайте пациента с боку от себя, так как при этом значительно изгибается позвоночник!

Положение пациента

  • Прежде чем перемещать пациента. нужно придать ему удобное положение.

 

Положение рук медсестёр

  • Выбранный способ удержания при перемещении зависит от  наличия болезненных участков у пациента.

Положение спины и позвоночника медсестры
 

  • Спина-прямая
  • Плечи  - в одной плоскости с тазом
  • При поднятии пациента одной рукой - другая (свободная) поддерживает
    равновесие.

 

работа в бригаде

  • Роль лидера выполняет - один человек
    • Действия членов бригады должны быть согласованы
    • Самый сильный член бригады поднимает наиболее тяжёлую часть тела пациента-таз и бёдра пациента.

 

ВЫПОЛНЯЯ ЛЮБОЕ  ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, МЕДСЕСТРЕ СЛЕДУЕТ:

 

1) Убедиться в наличии необходимого инвентаря.

2) Вымыть  руки, надеть перчатки.

3) Объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения, обсудить с ним план совместных действий. Если  необходимо, воспользоваться помощью коллег.

4) Опустить кровать в горизонтальное положение, отрегулировать ее удобный уровень: когда лежащий пациент находится на уровне середины ее бедра.

(Это позволит медсестре затратить меньше силы для выполнения манипуляции). Встать как можно ближе к пациенту.

5) Убрать одеяло, переложить подушку в изголовье кровати (это предотвратит вероятность удара пациента головой в спинку кровати при неудачно выполняемой манипуляции).

6) Уложить пациента на спину.

7) Пользуясь правилами биомеханики, переместить пациента в необходимое положение. (Таблица № 1) Не забудьте учесть правила биомеханики и предотвратить эффект Вальсальвы, чтобы избежать травм и нарушений в работе сердца и сосудов.

8) Уложить пациента в одно из физиологичных положений в постели, воспользовавшись для этого подушками, валиками и прокладками нужных размеров, подставками для стоп. Они необходимы для того, чтобы:

  • суставы находились в наиболее физиологичном положении для предотвращения растяжений и контрактур (шея, поясница, суставы конечностей);
  • предотвратить сдавление мягких тканей под костными выступами;
  • обеспечить опору для стоп с целью предупредить их "провисание" (См. таблицу № 2).

9) Уложить пациента, убедиться, что он чувствует себя хорошо.

10) Снять перчатки, вымыть руки.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОСТЕЛИ 

В одиночку

Вдвоем

Манипуляция выполняется путем неоднократного повторения следующих действий:

I –й способ

а) Встать у ножного конца кровати. Приподняв, переместить ноги к головному концу,  слегка согнув их в коленях.

б) Встать на уровне ягодиц. Просунув одну руку под спину, а другую – под бедра пациента, приподняв и немного переместить в сторону головного конца кровати (по диагонали!) или к краю кровати.

в) Подведя одну руку под шею, снизу обхватить его  противоположное от себя плечо пациента. Другую руку поместить под верхнюю часть тела к изголовью или краю кровати.

Действия повторять, пока не будет достигнут необходимый результат.

 

 

 

I –й способ

а) Одна медсестра встает у головного конца кровати. Руку, находящуюся ближе к изголовью, подводит под шею, и поддерживает противоположное плечо пациента. Другой рукой поддерживает его сложенные на груди руки.

б) Другая медсестра встает с той же стороны кровати на уровне ягодиц пациента. Подводит  руки под его поясницу и бедра.

в) На счет «три» - медсестры одновременно приподнимают и перемещают пациента к изголовью или краю кровати.

Если необходимо – действия повторить.

II –й способ

Используется, если пациент в состоянии Вам помочь.

а) Встать лицом  к пациенту у головного конца кровати.

б) Объяснить и обсудить с пациентом план совместных действий .

в) Подведя одну руку под шею, снизу обхватить противоположное от себя плечо пациента. Другой рукой снизу обхватить ближайшее плечо.

г) На счет «три» - приподнять и переместить пациента в то время, как он, сделав выдох, оттолкнется пятками от постели.

 

 

 

 

II –й способ

Используется, если пациент в состоянии Вам помочь.

а) Медсестры встают лицом к изголовью по разные стороны кровати. Каждая  подводит одну руку под плечо, другую – под бедро пациента со своей стороны.

б) Просят пациента согнуть шею, прижав подбородок к груди; руки – прижать к груди.

в) На  счет «три»-  приподнять пациента одновременно с тем, как он сделав вдох, оттолкнется от постели, и переместить к изголовью.

 

Последовательность действий при пассивном переводе пациента из положения «на спине»  в положение «на правом боку»

                                         

Приемы, применяемые при пассивном изменении положения пациента.

  1. Опустите боковое ограждение кровати  (рис. а);
  2. Объясните пациенту последовательность ваших совместных действий;
  3. Попросите пациента охватить свои локти кистями (рис.б.);
  4. Согните левую ногу пациента в коленном суставе (ваша правая рука охватывает нижнюю треть голени, левая – в подколенной впадине), левая стопа при этом должна оказаться в правой подколенной впадине (рис. в);
  5. Для того, чтобы повернуть пациента на правый бок, возьмите его в области нижней трети левого бедра и левого плеча и с усилием переверните к себе лицом (рис. г);
  6. Убедитесь, что  пациент находится в удобном, устойчивом положении на боку ;
  7. Вымойте руки.

 

Приемы , применяемые при перемене положения пациента из положения «полусидя» в положение «сидя».

1) Встаньте по обе стороны от пациента в изголовье, подведите 'руки

под его плечи (рис. а);

2) Аккуратно усадите пациента, контролируя .его . самочувствие (рис. б);

3) Один из членов сестринской бригады придерживает пациента-за плечи (рис.  в), другой укладывает три подушки так, как показано на рис.  б;,

4) Под колени пациенту подложите удобный валик (рис.  г);

5) Убедитесь, что пациенту  удобно в новом  положении, укройте его;

6) Вымойте руки.

Приемы помощи пациенту при переходе из положения «лежа на боку» в положение «сидя с опущенными ногами».

1)Встаньте лицом к пациенту, свою левую руку подведите под левое плечо пациента, правую  - под колено;

2)Поднимайте пациента, опуская его ноги вниз и одновременно поворачивая его на постели под углом 90(рис. а);

3)Усадите пациента, продолжайте придерживать его левой рукой за плечо, правой за корпус (рис. б,в);

4)Контролируйте самочувствие пациента!. Не отходите от него, пока не убедитесь, что он сидит уверенно и устойчиво (рис.г);

5)Вымойте руки.

Приемы помощи пациенту при пересаживании его с кровати на прикроватный стул

1)Встаньте напротив пациента;

2)Попросите пациента охватить вас за талию, при этом придерживайте пациента за плечи в средней трети. Ваши стопы и стопы пациента должны находится в положении «стопа к стопе» (рис. а);

3) Сделайте шаг назад, придерживая пациента и помогая ему встать (рис. б);

4) Поворачивайте влево, продолжая придерживать пациента, помогите ему встать перед стулом (рис. в);

5) Попросите пациента сесть на стул, стоящий позади него, при этом придерживайте пациента за плечи, а коленями фиксируйте его колени (рис. г)

6) Не оставляйте пациента одного, пока не убедитесь, что он сидит уверенно и устойчиво;

7) Вымойте руки.

Приемы помощи пациенту при пересаживании его со стула на кровать.

1)Встаньте лицом к пациенту так, чтобы ваши колени и стопы фиксировали колени и стопы пациента (рис. а,б);

2) Слегка согнув ноги в коленях, охватите пациента за корпус (рис. в), руки пациента при этом пассивно при этом сложены на коленях;

3) Слегка наклонив корпус пациента на себя, помогите ему приподняться со стула (рис. г);

4) Поворачиваясь вправо, помогите пациенту сесть на кровать. Не отпускайте пациента, пока не убедитесь, что он сидит устойчиво;

5) Вымойте руки.

Последовательность действий при переводе пациента из положения «сидя» на стуле в положение «лежа»

1) Встаньте лицом к пациенту так, чтобы ваши колени и стопы фиксировали колени и стопы пациента (рис. а,б);

2) Слегка согнув ноги в коленях, охватите пациента за корпус (рис. в), руки пациента при этом пассивно при этом сложены на коленях;

3) Слегка наклонив корпус пациента на себя, помогите ему приподняться со стула (рис. г);

4) Поворачиваясь вправо, помогите пациенту сесть на кровать. Не отпускайте пациента, пока не убедитесь, что он сидит устойчиво;

5) Встаньте справа от пациента; правую руку подведите ему под колени, левой придерживайте за спину на уровне лопаток (рис. б);

6) Поднимайте ноги пациента на кровать, поворачивая его при этом вокруг оси на 900 , опускайте его голову на подушку (рис. в);

7) Убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно, укройте его;

8) Вымойте руки.

Помните о возможности появления слабости, головокружения, даже потери сознания (постуральный рефлекс) у пациента при резком изменении положения тела. Поддерживайте его какое-то время!

Для того, чтобы избежать падения в случае ухудшения состояния пациента, его можно удержать следующими способами:

- захват «через руку» - пациент прижимает свои руки к телу, удерживая больную руку здоровой в случае необходимости. Сестра находиться сзади и фиксирует руки пациента в области запястий, просунув свои руки под мышками пациента.

Захват «под локоть»

Медсестра стоит немного сбоку и перед пациентом, фиксируя его колени между своими ногами так, чтобы её собственное положение было устойчивым. Пациент наклоняется вперёд так, чтобы его плечо упиралось в туловище медсестры. Медсестра удерживает его, прижимая ладонями за локти согнутых рук.

Захват «подмышечный»

Отличается от предыдущего тем, что сестра удерживает пациента не за локти, а под мышки.

  1. Убедиться в том, что пациенту удобно сидеть и положение его безопасно в отношении возможного падения:  длины бёдер пациента должны находиться на сидении, спина опираться на спинку, стопы - устойчиво касаться пола или подножки. Если пациент имеет высокий риск падений, Ио лучше использовать специальный стул с защитными ограничениями (подлокотники и оградительная планка спереди) или кресло.

Положение Фаулера можно назвать положением полулежа и полусидя.

Укладывание пациента в положение Фаулера осуществляется следующим образом:

1) приведите кровать пациента в горизонтальное положение;

2) поднимите изголовье кровати под углом 45-60 градусов (в таком положении пациент чувствует себя комфортнее, ему легче дышать и общаться с окружающими);

3) положите голову пациента на матрац или низкую подушку (таким образом предупреждается сгибательная контрактура шейных мышц);

4) если пациент не в состоянии самостоятельно двигать руками, положите под них подушки (таким образом предупреждается вывих плеча вследствие растяжения капсулы плечевого сустава под воздействием направленной вниз силы тяжести руки и предупреждается сгибательная контрактура мышц верхней конечности);

5) подложите пациенту подушку под поясницу (таким образом, уменьшается нагрузка на поясничный отдел позвоночника);

6) подложите небольшую подушку или валик под бедра пациента (таким образом

предупреждается переразгибание в коленном суставе и сдавливание подколенной

артерии под действием тяжести);

7) подложите пациенту небольшую подушечку или валик под нижнюю треть голени

(таким образом предупреждается длительное давление матраца на пятки);

8) поставьте упор для стоп пациента под углом 90 традусов (таким образом

поддерживается тыльное сгибание их и предупреждается «провисание» ).

 

Запомните! Любые действия медсестры в отношении пациента должны исключать возможный вред его здоровью и быть направлены на создание максимально возможного в болезни комфорта и благополучия.

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz