Студент должен знать:
- виды режимов двигательной активности пациента;
- определение биомеханики, основные ее правила;
- правильную биомеханику при различных положениях тела пациента и медицинской сестры в покое и при движениях;
- различные виды положения пациента в постели (на спине, на боку, на животе, в положениях Фаулера и Симса);
- помощь пациенту при изменении положения тела;
- методы снижения риска травм позвоночника у медсестры;
- методы снижения травм у пациента с нарушением двигательной активности.
Студент должен уметь:
- убедить пациента в необходимости соблюдения назначенного режима;
- собрать необходимую информацию о пациенте и обсудить план совместных действий с пациентом и коллегами перед выполнением транспортировки и перемещений пациента;
- применить правила биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медсестры с целью предотвращения травм позвоночника;
- осуществить безопасное перемещение пациента и оказать ему помощь в изменении положения в постели.
В условиях стационара медсестре часто приходиться осуществлять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребности «двигаться».
Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестринском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.
Потребность «двигаться» может быть нарушена в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограничивает двигательную активность врач, который стремиться предотвратить возможное ухудшение состояние больного человека в связи с чрезмерной для него физической нагрузкой.
В зависимости от заболевания и состояния пациента, врач назначает определённый режим двигательной активности. Обеспечить выполнение назначенного режима - задача медсестры.
Возможные проблемы обездвиженного пациента:
- риск развития пролежней;
- риск дыхательных нарушений (нарушение дренажной функции бронхов и застойных явлений в лёгких);
- риск нарушения мочевыделения (образования камней в почках и инфицирование мочевых путей);
- риск запоров;
- риск снижения аппетита;
- риск изменений в опорно-двигательном аппарате (контрактур суставов и гипотрофии мышц);
- риск травмы в результате падения;
- риск нарушения сна;
- риск дефицита личной гигиены;
- риск дефицита общения.
Запомните! Вероятность возникновения таких проблем значительно выше у пациентов пожилого и старческого возраста.
Биомеханика
Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного режима двигательной активности, а также снизить риск возможных травм у медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необходимо знать и соблюдать целый ряд правил.
Многие из этих правил основаны на законах биомеханики.
Биомеханика - наука, изучающая законы механического движения в живых системах.
В самом широком смысле к живым системам относят:
- целостные системы, например, человек»
- его органы и ткани;
- объединения организмов, то есть совершающая совместные действия группа людей.
Все движения человека осуществляются в полном соответствии с законами физики, но биомеханика намного сложнее, чем механика неживых тел.
Движения человека обеспечиваются совместной работой скелета, мышц, вестибулярного аппарата и нервной системы.
Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной системы, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъёмах тяжести, наклонах, в положении сидя, стоя, лёжа, а также при выполнении повседневных жизненных функций.
Медицинская сестра должна быть знакома с правилами биомеханики тела, уметь применять их в своей работе и обучить пациента пользоваться ими для наиболее эффективного удовлетворения потребностей «двигаться» и «избегать опасности».
Сохранить вертикальное положение тела в пространстве человек может только сохранив равновесие.Начинающий ходить ребёнок часто падает, так как учится сохранять равновесие при ходьбе. Позднее он будет сохранять его и при выполнении многих более сложных движений.
Медсестра, осуществляя уход за тяжелобольными пациентами, должна уметь сохранить равновесие собственного тела и тела пациента, чтобы избежать падений и травм, а также уберечь позвоночник от неправильной или чрезмерной нагрузки.
Одно из важных условий, обеспечивающих устойчивое равновесие тела - определённое отношениецентра тяжести к площади опоры.
Площадь опоры человека в положении «стоя» ограничена ступнями его ног. Центр тяжести в таком положении находится примерно на уровне второго крестцового позвонка. Если центр тяжести твёрдого тела фиксированная точка, то у человека центр тяжести смещается при изменениях позы, и может в некоторых случаях выйти за пределы площади опоры, что может привести к падению. При работе следует использовать существующие правила биомеханики.
Правило первое:
Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.
Правило второе:
Равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. В положении стоя этого легко достичь разведением стоп в удобном положении: расстояние между стопами около 30см, одна стопа немного выдвинута вперёд.
Правило третье:
Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, т.е. приседанием. Не наклоняйтесь вперёд! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который вам предстоит поднять
Правило четвёртое:
Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка, т. е. наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей:
- плечи и бёдра в одной плоскости;
- спина прямая;
- суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.
Правило пятое:
Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность нефизиологического смещения позвонков, особенно в случаях, когда это движение сопровождается подъёмом тяжести. Избегайте резких движений!
Правило шестое:
Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъём тяжести заменить перекатыванием, поворотом её там, где это возможно.
Кроме выполнения перечисленных правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжение сердечной мышцы (эффект Вальсальвы). При этом появляются «шум в ушах», головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов и при быстром изменении положения тела(постуральный рефлекс).
У тяжелобольного обездвиженного пациента существует риск и другого вида травм. В результате неправильного ухода: длительном сдавлении мягких тканей и их травмах при различных перемещениях пациента, эти травмы способствуют развитию пролежней
Чтобы предотвратить травмы пациента с ограниченной двигательной активностью, следует соблюдать следующие правила:
- Объяснить пациенту цель и ход предстоящего перемещения. Оценить возможную степень его участия в предстоящей манипуляции. Объяснить, каких действий вы ожидаете от пациента во время её выполнения.
- Пациента легче и безопаснее «перекатить», чем перемещать, приподнимая его над поверхностью кровати.
- Когда медсестра поворачивает, передвигает, перекладывает пациента в постели, трение должно быть предельно исключено.
- Большая площадь поверхности тела при перемещениях подвергается наибольшему трению. Чтобы снизить трение, необходимо уменьшить перемещаемую площадь. Это достигается в том случае, когда руки пациента будут на шее или на талии медсестры, либо сложены на груди. Если возможно воспользоваться помощью пациента: приподнимаясь над поверхностью постели с опорой на локти и пятки, с помощью медсестры пациент достигнет необходимого положения с наименьшим риском травм мягких тканей.
- Чем меньше трение между постелью и телом пациента, тем меньше усилий потребуется медсестре для перемещения и предотвратит травмы позвоночника у медсестры.
- Если пациент не в состоянии помочь осуществить необходимое перемещение, обратитесь за помощью к коллеге. Вдвоём или втроём осуществить манипуляцию значительно удобнее и безопаснее. Заранее обсудите с коллегой и пациентом план совместных действий.
Избежать у обездвиженного пациента образование пролежней и некоторых других проблем (контрактур суставов, гипотрофии мышц, образование камней в почках и др.) позволят частые перекладывания, его различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики через каждые 2 часа.
Чтобы придать пациенту удобное, физиологическое положение, предотвратить сдавление тканей, контрактуры суставов, растяжение связок, необходимы функциональная кровать с противопролежневым матрацем и специальные приспособления. К ним относят: достаточное количество подушек подходящего размера; валики из простыне, пелёнок и одеял; специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.
В настоящее время многими фирмами по производству медицинского оборудования выпускают различные виды такого оборудования: матрацы, противопролежневые прокладки, подставки и подушки из природных и синтетических материалов, удобных в применении.
Перемещение пациента в постели.
Существуют следующие положения пациента в постели:
1) Положение Фаулера (полулежа и полусидя): с приподнятым под углом 45-60 градусов изголовьем кровати.
2) Положение "на спине".
3) Положение "на животе".
4) Положение "на боку".
5) Положение Симса (промежуточное между положением "лежа"на боку" и "лежа на животе").
Прежде чем перемещать пациента, ответьте на вопросы:
1. Какова цель перемещения?
2. Каково состояние пациента?
3. Какова масса пациента?
4. Какие вспомогательные средства у вас есть?
5. Какой способ передвижения наиболее оптимален, сколько человек должно в нем участвовать?
6. Кто выполняет роль лидера (если в передвижении заняты два и более человек)?
7. Насколько безопасна окружающая среда (оценить влажность пола, наличие посторонних предметов на полу, стоящих на пути передвижения)?
Правильное положение ног .
- Встать в положение -ноги врозь, соблюдая равновесие между массой тела пациента и направлением движения .
- Одну ногу поставить рядом с пациентом, чтобы принять массу его тела в начале перемещения .
- Другая нога находится в направлении движения и готова принять массу тела пациента.
Если приходится поднимать пациента с пола, его тело должно находиться между ногами сестры. присевшей на корточки в начале подъема.
Никогда не поднимайте пациента с боку от себя, так как при этом значительно изгибается позвоночник!
Положение пациента
- Прежде чем перемещать пациента. нужно придать ему удобное положение.
Положение рук медсестёр
- Выбранный способ удержания при перемещении зависит от наличия болезненных участков у пациента.
Положение спины и позвоночника медсестры
- Спина-прямая
- Плечи - в одной плоскости с тазом
- При поднятии пациента одной рукой - другая (свободная) поддерживает
равновесие.
работа в бригаде
- Роль лидера выполняет - один человек
- Действия членов бригады должны быть согласованы
- Самый сильный член бригады поднимает наиболее тяжёлую часть тела пациента-таз и бёдра пациента.
ВЫПОЛНЯЯ ЛЮБОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, МЕДСЕСТРЕ СЛЕДУЕТ:
1) Убедиться в наличии необходимого инвентаря.
2) Вымыть руки, надеть перчатки.
3) Объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения, обсудить с ним план совместных действий. Если необходимо, воспользоваться помощью коллег.
4) Опустить кровать в горизонтальное положение, отрегулировать ее удобный уровень: когда лежащий пациент находится на уровне середины ее бедра.
(Это позволит медсестре затратить меньше силы для выполнения манипуляции). Встать как можно ближе к пациенту.
5) Убрать одеяло, переложить подушку в изголовье кровати (это предотвратит вероятность удара пациента головой в спинку кровати при неудачно выполняемой манипуляции).
6) Уложить пациента на спину.
7) Пользуясь правилами биомеханики, переместить пациента в необходимое положение. (Таблица № 1) Не забудьте учесть правила биомеханики и предотвратить эффект Вальсальвы, чтобы избежать травм и нарушений в работе сердца и сосудов.
8) Уложить пациента в одно из физиологичных положений в постели, воспользовавшись для этого подушками, валиками и прокладками нужных размеров, подставками для стоп. Они необходимы для того, чтобы:
- суставы находились в наиболее физиологичном положении для предотвращения растяжений и контрактур (шея, поясница, суставы конечностей);
- предотвратить сдавление мягких тканей под костными выступами;
- обеспечить опору для стоп с целью предупредить их "провисание" (См. таблицу № 2).
9) Уложить пациента, убедиться, что он чувствует себя хорошо.
10) Снять перчатки, вымыть руки.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОСТЕЛИ
В одиночку |
Вдвоем |
Манипуляция выполняется путем неоднократного повторения следующих действий: I –й способ а) Встать у ножного конца кровати. Приподняв, переместить ноги к головному концу, слегка согнув их в коленях. б) Встать на уровне ягодиц. Просунув одну руку под спину, а другую – под бедра пациента, приподняв и немного переместить в сторону головного конца кровати (по диагонали!) или к краю кровати. в) Подведя одну руку под шею, снизу обхватить его противоположное от себя плечо пациента. Другую руку поместить под верхнюю часть тела к изголовью или краю кровати. Действия повторять, пока не будет достигнут необходимый результат.
|
I –й способ а) Одна медсестра встает у головного конца кровати. Руку, находящуюся ближе к изголовью, подводит под шею, и поддерживает противоположное плечо пациента. Другой рукой поддерживает его сложенные на груди руки. б) Другая медсестра встает с той же стороны кровати на уровне ягодиц пациента. Подводит руки под его поясницу и бедра. в) На счет «три» - медсестры одновременно приподнимают и перемещают пациента к изголовью или краю кровати. Если необходимо – действия повторить. |
II –й способ Используется, если пациент в состоянии Вам помочь. а) Встать лицом к пациенту у головного конца кровати. б) Объяснить и обсудить с пациентом план совместных действий . в) Подведя одну руку под шею, снизу обхватить противоположное от себя плечо пациента. Другой рукой снизу обхватить ближайшее плечо. г) На счет «три» - приподнять и переместить пациента в то время, как он, сделав выдох, оттолкнется пятками от постели.
|
II –й способ Используется, если пациент в состоянии Вам помочь. а) Медсестры встают лицом к изголовью по разные стороны кровати. Каждая подводит одну руку под плечо, другую – под бедро пациента со своей стороны. б) Просят пациента согнуть шею, прижав подбородок к груди; руки – прижать к груди. в) На счет «три»- приподнять пациента одновременно с тем, как он сделав вдох, оттолкнется от постели, и переместить к изголовью. |
Последовательность действий при пассивном переводе пациента из положения «на спине» в положение «на правом боку»
Приемы, применяемые при пассивном изменении положения пациента.
- Опустите боковое ограждение кровати (рис. а);
- Объясните пациенту последовательность ваших совместных действий;
- Попросите пациента охватить свои локти кистями (рис.б.);
- Согните левую ногу пациента в коленном суставе (ваша правая рука охватывает нижнюю треть голени, левая – в подколенной впадине), левая стопа при этом должна оказаться в правой подколенной впадине (рис. в);
- Для того, чтобы повернуть пациента на правый бок, возьмите его в области нижней трети левого бедра и левого плеча и с усилием переверните к себе лицом (рис. г);
- Убедитесь, что пациент находится в удобном, устойчивом положении на боку ;
- Вымойте руки.
Приемы , применяемые при перемене положения пациента из положения «полусидя» в положение «сидя».
1) Встаньте по обе стороны от пациента в изголовье, подведите 'руки
под его плечи (рис. а);
2) Аккуратно усадите пациента, контролируя .его . самочувствие (рис. б);
3) Один из членов сестринской бригады придерживает пациента-за плечи (рис. в), другой укладывает три подушки так, как показано на рис. б;,
4) Под колени пациенту подложите удобный валик (рис. г);
5) Убедитесь, что пациенту удобно в новом положении, укройте его;
6) Вымойте руки.
Приемы помощи пациенту при переходе из положения «лежа на боку» в положение «сидя с опущенными ногами».
1)Встаньте лицом к пациенту, свою левую руку подведите под левое плечо пациента, правую - под колено;
2)Поднимайте пациента, опуская его ноги вниз и одновременно поворачивая его на постели под углом 900 (рис. а);
3)Усадите пациента, продолжайте придерживать его левой рукой за плечо, правой за корпус (рис. б,в);
4)Контролируйте самочувствие пациента!. Не отходите от него, пока не убедитесь, что он сидит уверенно и устойчиво (рис.г);
5)Вымойте руки.
Приемы помощи пациенту при пересаживании его с кровати на прикроватный стул
1)Встаньте напротив пациента;
2)Попросите пациента охватить вас за талию, при этом придерживайте пациента за плечи в средней трети. Ваши стопы и стопы пациента должны находится в положении «стопа к стопе» (рис. а);
3) Сделайте шаг назад, придерживая пациента и помогая ему встать (рис. б);
4) Поворачивайте влево, продолжая придерживать пациента, помогите ему встать перед стулом (рис. в);
5) Попросите пациента сесть на стул, стоящий позади него, при этом придерживайте пациента за плечи, а коленями фиксируйте его колени (рис. г)
6) Не оставляйте пациента одного, пока не убедитесь, что он сидит уверенно и устойчиво;
7) Вымойте руки.
Приемы помощи пациенту при пересаживании его со стула на кровать.
1)Встаньте лицом к пациенту так, чтобы ваши колени и стопы фиксировали колени и стопы пациента (рис. а,б);
2) Слегка согнув ноги в коленях, охватите пациента за корпус (рис. в), руки пациента при этом пассивно при этом сложены на коленях;
3) Слегка наклонив корпус пациента на себя, помогите ему приподняться со стула (рис. г);
4) Поворачиваясь вправо, помогите пациенту сесть на кровать. Не отпускайте пациента, пока не убедитесь, что он сидит устойчиво;
5) Вымойте руки.
Последовательность действий при переводе пациента из положения «сидя» на стуле в положение «лежа»
1) Встаньте лицом к пациенту так, чтобы ваши колени и стопы фиксировали колени и стопы пациента (рис. а,б);
2) Слегка согнув ноги в коленях, охватите пациента за корпус (рис. в), руки пациента при этом пассивно при этом сложены на коленях;
3) Слегка наклонив корпус пациента на себя, помогите ему приподняться со стула (рис. г);
4) Поворачиваясь вправо, помогите пациенту сесть на кровать. Не отпускайте пациента, пока не убедитесь, что он сидит устойчиво;
5) Встаньте справа от пациента; правую руку подведите ему под колени, левой придерживайте за спину на уровне лопаток (рис. б);
6) Поднимайте ноги пациента на кровать, поворачивая его при этом вокруг оси на 900 , опускайте его голову на подушку (рис. в);
7) Убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно, укройте его;
8) Вымойте руки.
Помните о возможности появления слабости, головокружения, даже потери сознания (постуральный рефлекс) у пациента при резком изменении положения тела. Поддерживайте его какое-то время!
Для того, чтобы избежать падения в случае ухудшения состояния пациента, его можно удержать следующими способами:
- захват «через руку» - пациент прижимает свои руки к телу, удерживая больную руку здоровой в случае необходимости. Сестра находиться сзади и фиксирует руки пациента в области запястий, просунув свои руки под мышками пациента.
Захват «под локоть»
Медсестра стоит немного сбоку и перед пациентом, фиксируя его колени между своими ногами так, чтобы её собственное положение было устойчивым. Пациент наклоняется вперёд так, чтобы его плечо упиралось в туловище медсестры. Медсестра удерживает его, прижимая ладонями за локти согнутых рук.
Захват «подмышечный»
Отличается от предыдущего тем, что сестра удерживает пациента не за локти, а под мышки.
- Убедиться в том, что пациенту удобно сидеть и положение его безопасно в отношении возможного падения: ⅔ длины бёдер пациента должны находиться на сидении, спина опираться на спинку, стопы - устойчиво касаться пола или подножки. Если пациент имеет высокий риск падений, Ио лучше использовать специальный стул с защитными ограничениями (подлокотники и оградительная планка спереди) или кресло.
Положение Фаулера можно назвать положением полулежа и полусидя.
Укладывание пациента в положение Фаулера осуществляется следующим образом:
1) приведите кровать пациента в горизонтальное положение;
2) поднимите изголовье кровати под углом 45-60 градусов (в таком положении пациент чувствует себя комфортнее, ему легче дышать и общаться с окружающими);
3) положите голову пациента на матрац или низкую подушку (таким образом предупреждается сгибательная контрактура шейных мышц);
4) если пациент не в состоянии самостоятельно двигать руками, положите под них подушки (таким образом предупреждается вывих плеча вследствие растяжения капсулы плечевого сустава под воздействием направленной вниз силы тяжести руки и предупреждается сгибательная контрактура мышц верхней конечности);
5) подложите пациенту подушку под поясницу (таким образом, уменьшается нагрузка на поясничный отдел позвоночника);
6) подложите небольшую подушку или валик под бедра пациента (таким образом
предупреждается переразгибание в коленном суставе и сдавливание подколенной
артерии под действием тяжести);
7) подложите пациенту небольшую подушечку или валик под нижнюю треть голени
(таким образом предупреждается длительное давление матраца на пятки);
8) поставьте упор для стоп пациента под углом 90 традусов (таким образом
поддерживается тыльное сгибание их и предупреждается «провисание» ).
Запомните! Любые действия медсестры в отношении пациента должны исключать возможный вред его здоровью и быть направлены на создание максимально возможного в болезни комфорта и благополучия.