Инфекционный контроль (ИК) определяется как система эффективных организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения госпитальных инфекций, базирующаяся на результатах эпидемиологической диагностики.
Целью инфекционного контроля является снижение заболеваемости, летальности и экономического ущерба от госпитальных инфекций.
Санитарно - эпидемиологический режим в ЛПУ – это комплекс мероприятий, осуществляемый в больнице с целью предупреждения ВБИ и создания оптимальных гигиенических условий пребывания больных и быстрейшего их выздоровления.
Порядок проведения уборки помещений ЛПУ – определенную роль в предупреждении ВБИ играют мероприятия, направленные на снижение микробной обсемененности поверхностей и воздуха в помещениях ЛПУ. Поэтому санитарная обработка помещений и использование УФ-лучей (комбинированная дезинфекция) – один из важных компонентов санитарно-эпидемического режима любого ЛПУ.
Под санитарной обработкой поверхностей в помещении ЛПУ подразумевают очистку пола, стен, окон, дверей, жесткой мебели, поверхности аппаратов, приборов, оборудования от пыли, грязи, субстрактов биологического происхождения.
СЭР Режим включает:
1. Влажную уборку всех помещений;
2. Поддержание в них чистоты и порядка;
3. Санитарно-гигиеническая обработка пациентов.
Виды уборок:
l. предварительная ;
2. текущая
3. заключительная
4. генеральная
- Влажная уборка помещений проводится не реже 2 раз в день: предварительная - в начале работы, заключительная - в конце рабочего дня с применением моющих или моюще- дезинфекционных средств, например:
a).0,25% гипохлорид Са + 0,5% м/с
б).0,2% сульфохлорантин + 0,5% м/с
в).1% р-р хлорамина + 0,5%м/с
г).0,5%p-p осветленной хлорной извести + 0,5% м/с
- Генеральную уборку проводят по утверждённому графику отделения:
- Отделения и кабинеты хирургического профиля (оперблок, процедурные, родильные залы) - 1 раз в 7 дней;
- Терапевтическая и неврологическая служба – 1 раз в месяц;
- Ванные комнаты, туалеты, подсобные помещения – 1 раз в 10 – 15 дней.
- Весь уборочный инвентарь (вёдра, ветошь, тазы и т.д.) должен иметь чёткую маркировку с указанием помещения и видов работ и применяться СТРОГО ПО НАЗНАЧЕНИЮ. После использования инвентарь дезинфицируют с соблюдением экспозиции, прополаскивают водой, высушивают и хранят в спец. Помещении. Инвентарь для уборки туалетов хранят только в туалете. Швабры вверх перекладиной с клеенчатым пакетом.
· Медсестра следит за соблюдением чистоты и порядка в палатах.
· Ежедневно проверяет содержимое холодильников и тумбочек.
· Проветривать помещение необходимо не реже 3-4 раза в сутки, летом проветривание постоянное через засеченное окно;
· обеззараживание воздуха проводят ультрафиолетовым облучением (УФО) с последующим проветриванием;
· Один раз в 7-10 дней пациенты принимают душ или ванну с последующей сменой белья;
· Сан.- обработку тяжелобольных проводят способом обтирания, мытья головы, ног, бельё меняют по мере загрязнения.
· Всех больных осматривают в стационаре на педикулёз при поступлении и ч/з каждые 7 дней.
· Сидеть на чужих кроватях пациентам и посетителям не разрешается;
· Поступившим в стационар выделяют предметы ухода (ложка, стакан, при необходимости - судно ) после выписки пациента эти предметы дезинфицируют.
- Протирание оконных стёкол проводят не реже 1 раза в месяц изнутри и по мере загрязнения, но не менее 1 раза в 4 – 6 месяцев – снаружи.
· С целью выявления инфекционных больных ведется учёт лихорадящих пациентов, у которых период повышенной Т -тела длится более 5 дней.
· При выявлении ВБИ проводится внеочередной осмотр всего персонала отделения.
Контроль качества дезинфекции осуществляется l-визуально (санитарное состояние помещений), 2- химическими способами (проверка активности дезрастворов), 3 - бактериологическим путем (взятие мазков, посев).
Бактериологический контроль про водится 1 раз в неделю после ген. уборки с помощью чашки Петри и стерильной пробирки с тампоном.
| Генеральная уборка
Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных кабинетов проводится но графику 1 раз в месяц с обработкой стен, оборудования, инвентаря, светильников.
Генеральная уборка (мойка и дезинфекция) операционного блока, перевязочной, родильных залов, процедурных, прививочного кабинета, манипуляционных, стерилизационных проводится один раз в 7 дней с обработкой и дезинфекцией.
Задачи:
· сведение до минимума количества микробов;
· снижение риска перекрестного заражения.
Оснащение:
· график с указанием даты и часов проведения уборки, утвержденный заведующим отделением;
· дезинфицирующие растворы с моющим средством;
· чистая ветошь (для потолка и стен, мебели, столов манипуляционного или стерильного, холодильника и т.д.) два комплекта. Швабры для пола и с длинной ручкой для потолка и стен, два ерша для батарей;
· защитная одежда для медицинского персонала (халат влагонепроницаемый, респиратор, шапочка на резинке», защитные очки, технические перчатки, резиновая обувь) два комплекта;
· емкости для моющих средств и дезинфицирующих растворов. Емкости должны быть четко промаркированы (см. проведение текущей уборки).
Алгоритм проведения уборки
- Накануне проведения генеральной уборки ветошью стираются , если многоразовая матерчатая , возможно использовать чистую одноразовую ветошью.
- В день уборки освобождаются шкафы, тумбочки, полки. Мебель отодвигается от стен. Холодильник размораживается.
- Надевается защитная одежда.
- Готовится моюще – дезинфицирующий раствор. В настоящее время используют в качестве моющего средства дезинфектанты нового поколения, обладающие моющими свойствами. Тогда моющий раствор готовят согласно методическим указаниям к данному препарату. Режим дезинфекции(концентрация препарата и время выдержки ) указан в методических рекомендациях по использованию конкретного дезинфицирующего средства. Раствор следует менять после уборки 80- 100 м² поверхности – в общесоматических палатах и административно- хозяйственных и других помещений, не требующих особого режима и не более 60м² при обработке помещений с режимом асептики (процедурные, послеоперационные палаты и т.д.).
- Чистящим средством чистят раковины.
- Чистящим средством со щеткой чистят плинтуса, затем ветошью с маркировкой «для плинтуса» чистящее средство смывается.
- Шваброй с длинной ручкой и ветошью с маркировкой «для стен» смачиваем дезинфицирующим раствором потолок. Раствор наносим в одном направлении.
- Этим уборочным инвентарем смачиваем стены по направлению от двери сверху- вниз (от потолка до плинтуса).
- Ветошью с маркировкой «для мебели» смачивается мебель, начиная с крышки ,а затем ножки сверху вниз, но не доходя до пола 5- 7 см, чтобы не загрязнить обработанную поверхность. По окончанию орошению мебели затем ветошью, смоченной дезраствором, смачиваются необработанные части мебели.
- Батареи смачиваются дезраствором ершом.
- Шваброй с ветошью «для пола» смачивается дезинфицирующим раствором пол в одном направлении к двери .
- Включить бактерицидную лампу, экспозиция по паспорту или согласно расчета на данное помещение.
- Экспозиция дезинфекционной выдержки 60 минут (помещение закрыто).
- Проветрить помещение и смыть остатки дезинфицирующего раствора чистой ветошью.
- Поверхности протираются чистой ветошью насухо в соответствии с режимом асептики.
- Включить бактерицидную лампу на 1 час.
- По окончании работы бактерицидного облучателя необходимо проветрить помещение в течении 20-30 минут.
- Уборочный инвентарь после уборки дезинфицируется в том же дезинфицирующем растворе, которым проводилась уборка, ополаскивается до исчезновения запаха, высушивается на специальных решетках и хранится в сухом виде в чистой сухой ёмкости, закрытой крышкой в специальном шкафу и выделенном месте. Швабры протираются рабочим дезинфицирующим раствором – сначала протирается ручка сверху вниз, затем перекладина, двукратно с интервалом 15 минут.
Текущая уборка.
Текущая уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Текущую уборку помещений проводят утром и вечером.
Задачи.
-создание безопасности чистой окружающее среды для пациентов медицинского персонала
-разрушение и сведение к минимуму большинства микроорганизмов на поверхности неживых предметов
-снижение риска перекрестного заражения
Оснащение:
-Защитная одежда для мед. Персонала (клеенчатый фартук, респиратор, шапочка, технические перчатки, обувь из кожзаменителя)
-уборочный инвентарь: ветошь чистая ля стен, мебели, пола, швабра. Весь уборочный инвентарь должен быть четко промаркирован (для уборки какого помещения и объекта в помещении, вид уборки).емкости для дез. растворов. Емкости четко промаркированы(для дезинфекции какого помещения, объекта в помещении – стен, мебели, пола и др.) дез. раствор, режим. На внутренней поверхности емкости должна быть горизонтальная линия, которая указывает, какой объем дезинфицирующего раствора необходим для обрабатываемого объекта( расчет производиться умножением площади объекта на расход дез. средства, который указан в методических рекомендациях по использованию данного дез. средства). Режим дезинфекции зависит от профиля отделения.
Алгоритм проведения уборки:
- Надеть защитную одежду.
- Осмотреть помещение (определить уровень загрязнения).
- Приготовить дезинфицирующий раствор.
- Чистящим средством чистится раковина.
- Берется ветошь с маркировкой «для плинтуса»и смачиваются плинтуса от двери по всему периметру.
- Ветошью с маркировкой «для стен» протираются стены высоту вытянутой руки, но не менее 1,5м высоты от пола. Стены протираются сверху вниз. Одновременно этой же ветошью протираются подоконники в одном направлении, батареи.
- Ветошью «для мебели» протирается мебель, начиная с крышки и затем ножки сверху вниз, но не доходя до пола 5-7см, чтобы не загрязнять поверхности. По окончанию протирания мебели ветошью дезинфицирующим раствором на обработанные части мебели.
- Шваброй с ветошью «для пола»протирается пол дез. Раствором в одном направлении к двери.
- Включается бактерицидная лампа. Время облучения зависит от объема помещении и мощности лампы по паспорту.
- Уборочный инвентарь после дезинфекции обеззараживается ополаскивается в прочной воде до исчезновения запаха, сушиться на решетках и храниться в чистой сухой емкости, соответствующей объекту обработки, закрытой крышкой в шкафу в санитарной комнате.