Первый этап: обследование пациента или оценка ситуации – процесс сбора информации о состоянии здоровья пациента, подтверждение ее достоверности.
Цель обследования: собрать, обосновать и связать полученные данные о пациенте для создания о нем информационной базы.
Методы обследования пациента
Субъективное - Основано на ощущениях пациента и его эмоциях, это реакция пациента на свое состояние здоровья. Объективное -данные осмотра, наблюдения,измерения.
1. Субъективные данные медсестра выявляет на вербальном (манера говорить, адекватность ответов на вопросы, логичность построения фраз) и невербальном (зрительный контакт, мимика, жесты, положение тела) уровнях.
Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Полноценность информации будет зависеть от умения сестры расположить пациента к необходимой беседе.
Субъективная информация – это представления пациента о состоянии его здоровья.
Субъективное обследование медсестра начинает с паспортной части затем выяевляет , жалобы при поступлении , Anamnesis vitfae (история жизни), Anamnesis morbid (история болезни)
1. Жалобы - то, что заставило человека обратиться за медпомощью;
2. Анамнез жизни, болезни – историю возникновения той или иной проблемы в
здоровье; медсестра подробно расспрашивает пациента об удовлетворении
основных жизненных потребностей человека;
3. Социологические данные (взаимоотношения в семье, коллективе, финансовый
статус, окружающая среда, в которой пациент живет и работает);
4. Интеллектуальные данные (речь, память, оценка коммуникативных
способностей);
5. Данные о культуре (этнические, культурные ценности);
6. Данные о духовном развитии (духовные ценности, отношение к религии,
привычки, убеждения и обычаи).
Источником информации являются :
- сам пациент (наиболее достоверный источник);
- члены семьи, родственники;
- коллеги, друзья;
- медперсонал;
- медицинская документация.
Содержание субъективного сестринского обследования
1. Паспортная часть
2. Причины обращения
3. История болезни:
1. Когда началось заболевание:_____________________________________
2. Как началось:__________________________________________________
3. Как протекало: _________________________________________________
4. Проводимые исследования:_______________________________________
5. Лечение и его эффективность_____________________________________
6. При хроническом обострении – частота обострений __________________
7. Последнее обострение – предполагаемая причина, чем проявилось динамика к сегодняшнему дню _______________________________________
4. История жизни:
1. Условия, в которых рос и развивался человек:_______________________
2. Трудовая деятельность – со скольки лет _____, условия труда__________
профессиональные вредности____________________________________
окружающая среда______________________________________________
3. Перенесенные заболевания (в хронологическом порядке), в том числе,
травмы, операции, вирусный гепатит, туберкулез, венерические
заболевания____________________________________________________
4. Гинекологический анамнез:______________________________________
5. Аллергологический анамнез:
- непереносимость пищи__________________________________________
- непереносимость лекарств________________________________________
- непереносимость бытовой химии__________________________________
(что не переносит, как проявляется).
6. Особенности питания (что переносит плохо, какими продуктами
злоупотребляет):_________________________________________________
7. Курит ли – со скольки лет, сколько раз в день________________________
8. Отношение к алкоголю: как часто употребляет (в каком
количестве)____________________________________________________
9. Духовное обследование – образ жизни, уровень культуры,
вероисповедания, развлечения, отдых, моральные ценности, потребность
в общении, родной язык:________________________________________
10. Социальное обследование – роль в семье, на работе, финансовое
положение _____________________________________________________
11. Наследственный анамнез – наличие у кровных родственников диабета,
высокого артериального давления, заболеваний сердца, инсульта,
ожирения, туберкулеза, анемий, заболеваний желудка, почек,
печени:_______________________________________________________
Рекомендации:
1. Убедитесь, что пациент в состоянии с Вами общаться;
2. Соблюдайте субординацию;
3. Соблюдайте конфиденциальность;
4. Задавайте вопросы внятно, четко, доступно;
5. Не перебивайте пациента;
6. Делайте краткие, лаконичные записи;
7. Соблюдайте схему опроса пациента.
ОБЪЕКТИВНОЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Объективная информация – это данные, которые получает медсестра в результате осмотра, наблюдения, измерения (физикального обследования). К ним относятся:
- психологические данные (индивидуальные особенности характера, поведение, настроение, самооценка, способность принимать решения);
- физические данные – осмотр пациента, оценка морфологических и функциональных особенностей используя методики пальпации, перкуссии, аускультации.
Дополнительные исследования:
- лабораторные и инструментальные (рентген, эндоскопия, УЗИ) методы.
Наблюдения за состоянием пациента
Деятельность медсестры предусматривает наблюдение за всеми изменениями в состоянии пациента, своевременное выделение их, оценка, сообщение врачу об этих изменениях, оказание помощи.
Наблюдая за пациентом, медсестра должна обращать внимание на:
- состояние сознания;
- положение пациента в постели;
- выражение лица;
- цвет кожных покровов и видимых слизистых;
- состояние органов кровообращения и дыхания;
- функцию органов выделения, стул.
Состояние сознания
1. Ясное сознание - пациент отвечает на вопросы быстро и конкретно.
2. Спутанное сознание – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием.
3. Сопор – патологический глубокий сон, пациент без сознания, не сохранены рефлексы, громким голосом его можно вывести из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон.
4. Кома - полное угнетение функции ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов. Бывает при кровоизлиянии в мозг, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности.
5. Бред и галлюцинации – могут наблюдаться выраженной интоксикации (инфекционные заболевания, тяжелое течение туберкулеза легких, воспаления легких).
6. Ступор – (состояние оглушения) при выведении из этого состояния он плохо ориентируется в окружающем, на вопросы отвечает с опозданием и медленно, быстро возвращается в сонливое состояние, может быть непроизвольное отхождение мочи и кала.
Выражение лица
Выражение лица соответствует характеру течения заболевания и должно быть оценено. Об изменениях выражения лица из-за изменения состояния здоровья пациента медсестра, должна рассказать врачу (лицо может выражать безучастность, страдание, тревогу, страх ит.д.)
1. При высокой температуре отмечается блеск глаз, гиперемия лица.
2. При заболевании почек – лицо отечное, бледное.
3. Митральный «румянец» - это цианотичные щеки на бледном лице.
4. Пучеглазие, дрожание век – наблюдается при гипертериозе.
Кожные покровы и видимые слизистые оболочки
Кожные покровы могут быть бледные, гиперемированные, желтушные, синюшные (цианоз), акроцианоз, обращать внимание на сыпь, сухость кожи, участки пигментации, наличие отеков, тургор, дефекты.
Оценка состояния пациента
1. Удовлетворительное – пациент активен, выражение лица без особенностей, сознание ясное, наличие патологических симптомов не мешает оставаться активным.
2. Состояние средней тяжести – выражает жалобы, может быть вынужденное положение в постели, активность может усиливать боль, выражение лица болезненное, выражены патологические симптомы со стороны систем и органов, изменен цвет кожных покровов.
3. Тяжелое состояние – пассивное положение в постели, активные действия совершает с трудом, сознание может быть измененным, изменено выражение лица. Выражены нарушения функций дыхательной, сердечно-сосудистой и ЦНС
Положение пациента в постели
При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели:
Различают:
1. Активное положение – пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения.
2. Пассивное положение – пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение которое ему придали (например, при потере сознания или ему запретил врач их выполнять, например в первые часы после инфаркта).
3. Вынужденное положение – пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.
Содержание объективного обследования
1. Состояние пациента – удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое_______________________________________________________________
2. Сознание – ясное, спутанное, ступор, сопор, кома _________________________
3. Положение в постели – активное пассивное, вынужденное (какое?)
4. Поведение – адекватное, неадекватное, другое:____________________________
5. Выражение лица – обычное, страдальческое, безучастное (какое?)____________
6. Рост, вес, температура тела:____________________________________________
7. Состояние кожи, слизистых – описать цвет, высыпания, влажность, тургор, дефекты (пролежни, опрелости), отеки:____________________________________
8. Лимфоузлы: видны – да, нет
- пальпируются – да, нет
9. Состояние костно-мышечной системы:__________________________________
- деформация скелета__________________________________________________
-деформация суставов_________________________________________________
- мышечная сила _____________________________________________________