Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тема: Технология выполнения медицинских услуг при осуществлении  паллиативного ухода

            Понятие и принципы паллиативной помощи

Онкопатология - одна из ведущих проблем современной медицины.

Около 60-70% онкологических пациентов в фазе генерализации заболевания страдают от боли в разной степени выраженности. Задача сестры - облегчить состояние пациента на данный период. 

Функция сестры - выяснить специфику реакции, распознать потенциальные потребности пациента, стрессовые факторы и определить способы облегчения психологического состояния пациента. У пациента могут возникнуть мысли о смерти, ощущение обреченности и паники. И в то же время пациент может быть одинок и лишен поддержки близких людей. 

           В любом случае человек не должен оставаться один на один с болезнью в терминальной стадии. В критической ситуации помощь пациенту призвана оказать паллиативная медицина. 

          "Паллиатив" - термин латинского происхождения, означает "прикрывать, защищать"."Паллиативный" - ослабляющий проявления болезни, но не устраняющий ее причину.

         Цель паллиативной помощи - не продление жизни пациента, а достижение как можно более высокого качества жизни для него и его семьи. Паллиативное лечение проводят при условии неэффективности всех других методов лечения.

         В РФ паллиативную помощь оказывают: центры паллиативной помощи, хосписы, кабинеты противоболевой терапии, больницы и отделения сестринского ухода, отделения паллиативной помощи в структуре многопрофильных стационаров, лечебно-консультативные центры амбулаторной помощи. Помимо профессиональной медицинской помощи, такую помощь оказывают во всем мире волонтеры-добровольцы.

Основные задачи сестры при оказании паллиативной помощи - облегчение боли и смягчение других тягостных симптомов.

Определены пять стадий психологической реакции больных, впервые узнавших о терминальной стадии заболевания. Родные и близкие умирающего проходят те же стадии горевания:

отрицание - нежелание принять истину: "этого не может быть", "это ошибка".

- гнев - фаза негодования, возмущения, протеста: "почему я?", "за что?"

- попытка что-то сделать - желание продлить срок жизни: "еще не сейчас"

- депрессия или страх - глубокая печаль, боль, скорбь: "да, это со мной", "все кончено" 

- примирение - умиротворение, желание покоя: "пусть будет", "это судьба"
              В больницах следует уделить большое внимание вопросу о размещении умирающего в палате. Смерть часто для остальных пациентов является огромным потрясением. Неожиданная смерть глубоко потрясает соседей o палате. Агония умирающего не оставляет без воздействия даже самых сильных духом пациентов. Поэтому очень важно вовремя изолировать умирающего. 
            Смерть часто является тяжелым потрясением для родных, а поэтому к ним в таких случаях следует отнестись с особой заботой и вниманием, ока­зать им психологическую поддержку.
            Мы часто считаем, что обреченному нужны только уход и комфорт; это не так. Его родственники часто думают, что в больнице умирающему будет лучше, там знают, что делать. Умирать трудно в любых условиях, но умирать у себя дома, когда около тебя те, кого ты любишь, и кто тебя любит, легче. Последние часы жизни умирающий, как правило, хочет быть с близкими, по­чувствовать их любовь и дать им свою. Объясните это родственникам и близ­ким умирающего.
            Находясь у себя дома, обреченный пациент сможет дольше сохранить свой обычный образ жизни. Многое придется менять, ему нужно научиться принимать опеку без огорчения, а родным суметь так ухаживать за ним, что­ бы он не очень сильно заметил перемену и не почувствовал свою беспомощ­ность и зависимость от других. Медсестра должна обучить родственников элементам ухода за обреченным пациентом на дому и в первое время помочь им в уходе (при необходимости).
            Родственникам обреченного необходимо объяснить, что ему надо дать воз­можность продолжать трудиться, заботиться о семье и участвовать в решениях вопросов, касающихся его самого и его семьи, насколько это возможно.
            Если умирающий находится в стационаре из-за тяжести своего состоя­ния, то к уходу за ним также можно привлекать его родных и близких, кото­рые психологически подготовлены и обучены элементам ухода. Они могут, например, покормить пациента, поправить постель, провести некоторые ги­гиенические мероприятия. Чтобы пациент не чувствовал себя одиноким и покинутым, они могут посидеть рядом, держа его за руку, касаясь его плеча, во­лос, или почитать ему книгу, когда контакт не только эмоциональный, а и фи­зический, он полнее.
            Даже если пациент забылся или без сознания, он все равно чувствует. Необходимо говорить с ним, даже если Вам кажется, что он не понимает.
Как вести себя у постели умирающего, как и о чем с ним можно разгова­ривать, как наносить визиты пациенту, - этому должна научить родственни­ков и близких обреченного медсестра, которая должна помнить, что они сами нуждаются в психологической поддержке.
            Родные и близкие умирающего человека проходят те же стадии горя. После смерти близкого человека горе потери может омрачить всю после­дующую жизнь остающихся жить. Последствия могут отразиться на их пси­хическом равновесии и подорвать здоровье. От горя невозможно спрятаться, его нужно пережить. Подготовить психологически к предстоящим пережива­ниям родных и близких обреченного может медсестра.
ВНИМАНИЕ!
Необходимо помнить, что сестринский персонал, работающий с обреченными, также нуждается в психологической поддержке, так как во время своей работы они сами переживают многочисленные потери. В этом одна из причин хронического эмоционального стресса у медперсонала.
ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ХОСПИСА
"Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука" Эпикур
В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию - международный свод прав пациента, среди которых провозгла­шено право человека на смерть с достоинством. Но еще раньше в большинст­ве цивилизованных стран появились специальные медицинские учреждения, а затем и общественное движение помощи умирающим людям. В нашей стране слово "хоспис" пока еще мало знакомо.
            Хосписы - не просто специализированные больницы для умирающих. Они во многом являются отрицанием "просто больницы". Отличие хосписа от. "просто больницы" не только в техническом оснащении, но и иной филосо­фии врачевания, согласно которой пациенту хосписа создают необходимое в его состоянии "жизненное пространство". Исходная идея философии хоспи­сов очень проста: умирающий нуждается в особой помощи, ему можно и должно помочь пройти через эту границу.
            В хосписе личность (желания пациента, его эмоциональные реакции) выдвинута на первый план.
            Хоспис - это такие условия жизни пациента, такой его образ жизни, ко­гда актуальным является именно настоящее, а не будущее. В них принято ис­полнять последнее желание своих пациентов.
            Специалисты в хосписах подчеркивают, что весь период терминального состояния у их пациентов проходит на фоне мыслей о смерти, и именно это придает особую трагическую окраску тяжелейшим физическим и психиче­ским страданиям умирающих. Такова психологическая реальность, с которой имеет дело врач, когда решает дилемму - говорить или не говорить правду пациенту. Для многих ложь, недомолвки врачей и медперсонала в таких си­туациях становятся дополнительным источником страданий, усугубляющим состояние безысходности, покинутости.
            В хосписах никому не навязывают правду о неизбежности скорой смер­ти, но в то же время откровенно обсуждают эту тему с теми, кто готов, кто этого хочет. Выбор дается пациенту. Опыт хосписов прежде всего отрицает "святую ложь" как косный обычай, игнорирующий индивидуальный, лично­стный подход.
            Практика хосписов вообще внесла серьезные коррективы в ценностные ориентиры профессиональной медицинской этики. Безнравственность, бе­зысходность, не гуманность лишения всех обреченных пациентов информа­ции о том, что их ожидает, сначала было этически осмысленно в хосписах, а затем право пациента на информацию стало универсальной ценностью со­временной профессиональной этики врачей.
            Снятие боли - вопрос первостепенной важности. Хроническая боль из­меняет мироощущения, мировосприятие человека. Она способна "отравить" отношение пациента со всеми окружающими его людьми. Боль способна вы­теснить нравственные потребности, нравственную мотивацию поведения.
            Но именно опыт хосписов лучше всего показал, что боль, как правило, может быть взята под контроль у самых тяжелых пациентов.
            Становление медико-социальных принципов деятельности хосписов (1958-1965 годы) - это, прежде всего, создание методики комплексного под­хода к лечению и предупреждению боли, то есть, применение с этой целью, кроме различных обезболивающих средств, так же психотропных препаратов, противораковой химиотерапии и так далее.
            Поставить болевой синдром под контроль - первая, но не единственная функция хосписов, в которых медицинский персонал стремится учитывать и другие специфические потребности умирающего человека, неустанное на­блюдение за пациентами, грамотная оценка разнообразных симптомов (одышка, отсутствие аппетита, пролежни) - все это обязательные атрибуты профессионализма врачей, медсестер, медицинских психологов в хосписах. Умение обеспечить физический комфорт обреченному пациенту, когда многие
его функции страдают, в немалой степени зависит от технической осна­щенности хосписов современными функциональными кроватями, противо - пролежневыми матрацами, ваннами, меняющими с помощью системы управ­ления угол наклона и так далее.
            Забота о физическом комфорте пациента в хосписе органично сочетается с заботой о его психологическом комфорте. Пациент должен почувствовать уже с первой встречи с медицинским персоналом, что здесь, в хосписе, он бу­дет в безопасности, что он попал в такое место, где считают своей первой обязанностью - заботу о нем и его близких.
            Врачи и медицинские сестры хосписа являются специалистами паллиа­тивной помощи, представляют совершенно новую медицинскую специаль­ность, в рамках которой изучается процесс завершения жизни. Цель паллиа­тивной помощи - реализация права человека на достойную смерть. Специали­сты паллиативной помощи исповедуют следующее эстетическое кредо: если невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, качество жизни пациента становится более важным, чем ее продолжительность.
            ВОЗ определяет паллиативный уход как активный целостный уход за па­циентами, чьи болезни не поддаются излечению. Первостепенную важность имеет контроль за болью и другими симптомами, а также помощь при психо­логических, социальных и духовных проблемах. Это достижение наилучшего ухода, а также жизни для пациента и его семьи.
            Если нельзя исцелить пациента, то надо попытаться облегчить судьбу неис­целенного. Он продолжает жить и нуждается в достойном уходе из жизни.
            Особые взаимоотношения складываются в хосписах между врачом и ме­дицинской сестрой. Это работа на равных. Роль медсестры не сводится лишь к раздаче лекарств или выполнению инъекций. Она видит пациента каждый день, принимает решения в экстремальных ситуациях, когда врача может не быть рядом.
            В России свод прав пациента впервые сформулирован только в 1993 го­ду, однако право на достойную смерть там даже не упомянуто. И, тем не ме­нее, первый хоспис в нашей стране появился уже в 1990 году в Санкт-Петербурге.
            Имеются подобные учреждения и в Москве и во многих других городах России.
Основные принципы хосписного движения следующие:

  • за смерть нельзя платить,
  • хоспис - дом жизни, а не смерти,
  • смерть, как и рождение - естественный процесс, его нельзя ни торо­пить, ни тормозить,
  • хоспис - система комплексной медицинской, психологической и со­циальной помощи пациенту,

хоспис - не стены, а люди, сострадающие, любящие и заботливые.

Потеря близкого человека нарушает психологическую стабильность личности, усугубляя тяжесть утраты.

Стадии траура (горевания) человека, испытывающего потерю близкого человека

Стадия

Продолжительность

Характеристика

Облегчение

Несколько дней

Следует непосредственно за смертью; чувство нереальности, оглушения

Ослабление напряжения

Около 3 недель

Разрешение практических проблем (например, исполнения завещания, вопросы страховки, пенсии)

Отказ от чувства одиночества

3-4 месяца

Неуверенность, покинутость, жалость к себе: «Как жить дальше»

Воспоминание

12 – 15 месяцев

Попытка воспроизвести радостные чувства и события прошлого. Визуальные и слуховые галлюцинации, возможны попытки суицида

Начало новой жизни

Индивидуально

Интенсивные занятия домом, дачей, хобби, встречи с друзьями; жизнь продолжается, но дни рождения, праздники и день смерти все еще болезненны

 

Стадии горевания условны, не всегда последовательно чередуют друг друга. Каждый человек воспринимает потерю близкого по-разному, индивидуально.

«Тот, кого уже нет, продолжает жить между нами в своих идеях, в своих делах, своим примером… » К.А. Тимирязев.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz